Храмы и монастыри Суздаля
Суздальский Кремль
Суздальский кремль расположился в излучине реки Каменки. В архитектурный ансамбль кремля входят собор Рождества Пресвятой Богородицы, Архиерейские палаты, соборная колокольня и деревянная Никольская церковь.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы — памятник XIII века. Возведён усердием двух святых Владимиро-Суздальской земли — князя Георгия Всеволодовича и епископа Симона. При Василии III собор стал пятиглавым. Голубые купола со звёздами символизируют небесную гармонию.
Деревянную Никольскую церковь построили в 1766 году в селе Глотово Юрьев-Польского района Владимирской области. В Суздаль храм привезли в 1960 году и собирали на новом фундаменте по древним технологиям строительства без единого гвоздя. Храм строили по клетскому типу: клеть или сруб с двускатной кровлей, глава с крестом и трапезной. Типовой образец сельского храма, напоминает древнюю избу. Эта первая постройка Кремля положила начало Музею деревянного зодчества в Суздале.
Царь-фонарь изготовили холмогорские умельцы в начале XVII века по просьбе митрополита Иллариона. У фонаря пять куполов, как и у Рождественского собора. При порывах ветра свечи внутри не затухают.
Архиерейские палаты — ансамбль церковных и хозяйственных построек, где располагалась резиденция архиепископов и митрополитов Суздальской епархии с конца XV века и до перенесения во Владимир в конце XVIII века. Сохранилась старинная опись. По ней восстанавливали интерьеры, где разместился сегодня Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.
В Архиерейских палатах размещаются пять экспозиций:Крестовая палата, «Суздаль 100 лет назад» (Детский музейный центр), «Иорданская сень XVII века» (единственная сохранившаяся в России), «Древнерусская живопись» и «История Суздаля».
Иорданская сень — памятник декоративно-прикладного искусства XVII века. Экспонируется в колокольне Архиерейских палат. Экспозиция посвящена празднику Крещения.
Крестовая палата — парадное помещение Архиерейского дома, предназначенное для торжественных приёмов.
На Соборной колокольне Суздальского кремля часы с кириллическими буквами вместо цифр.
Суздаль — город-музей
Кремлёвские валы — памятник градостроительства Суздаля XI-XII веков. Земляные насыпи Суздальского кремля строились по приказу Великого киевского князя Владимира Мономаха как оборонительное сооружение.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы построили в середине XVII века в стиле нарышкинского барокко. Название направления в русской архитектуре получило благодаря боярскому роду Нарышкиных. Первая постройка храма в этом стиле появилась на их землях.
Каменную церковь Николая Чудотворца Никольского прихода построили в XVIII веке.
Колокольня Ризоположенского монастыря видна с любой точки города. Это самая высокая постройка в Суздале — 72 метра.
Спасо-Евфимиев монастырь
Датой основания Спасо-Евфимиева монастыря считается 1352 год. Обитель называется в честь святого преподобного Евфимия Суздальского, приехавшего из Нижнего Новгорода по приглашению князя Бориса Константиновича. С момента основания, монастырь — мужской.
Спасо-Евфимиев монастырь окружают крепостные стены с двенадцатью башнями. На территории сохранились памятники русского зодчества.
Главный храм монастыря Спасо-Преображенский собор построили во второй половине XVI века. В соборе сохранились уникальные фресковые росписи 1689 года выдающегося живописца Гурия Никитина.
В монастырях возводились колокольни или звонницы — мелодика колоколов отличала обитель по звучанию.
Комплекс монастырской звонницы сочетает столпообразную пятигранную церковь Иоанна Предтечи первой половины XVI века и звонницу XVII века. Колокола подарили монастырю Василий III с супругой. Часозвон XVII века восстановлен в 2004 году. На звоннице размещено 19 колоколов. Концерты колокольных звонов в начале каждого часа.
Успенская Трапезная церковь построена в XVI столетии, представляет уникальный образец русского шатрового зодчества.
Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил борьбу за национальную независимость России. Под его руководством земское ополчение победило иностранных интервентов и освободило Москву осенью 1612 года. Пожарский скончался 20 апреля 1642 года и по духовному завещанию похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.
У стен Спасо-Преображенского собора мемориальный крест, на постаменте написано: «Место родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованских, где в апреле 1642 года был похоронен национальный герой России Д.М. Пожарский. В 1885 году над могилой Пожарского на собранные народные средства сооружён памятник, разрушенный в 1933 году».
Выставка колоколов XVII — XX веков
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Первые колокола появились на Руси в конце X века, после принятия христианства. Заслугой русских мастеров стало изобретение нового способа звона — языкового, когда раскачивается не сам колокол, как в Западной Европе, а язык ударяет о край колокола. Это позволило уберечь колокола от расколов и отливать их больших размеров. Русские колокола издают громкий звон и мелодичный звук.
Колокол Борисоглебского монастыря в Кидекше 1552 года. На нём написано: «Въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ князе Иване Васильевиче всея Руссiи и Макарии митрополите. Царь государь далъ сей колоколъ в домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при архимандрите Иоакиме въ Новгородъ Нижний».
Храмы Суздаля
Суздаль — город-музей, где сохранились древние памятники. В городе 45 храмов вместе с музеями деревянного зодчества. Действуют те церкви, расположение которых на туристическом маршруте.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери с колокольней построили в XVIII веке в слободе Скучилиха, в северной части Суздаля. Откуда появилось такое название «Скучилиха»? По легенде на этом месте скучивались купеческие обозы, нанимали охрану и только после этого выезжали из города.
В XVII веке Смоленская церковь принадлежала рядом находящемуся Спасо-Евфимиевому монастырю. Рядом с храмом на улице Ленина сохранилось единственное каменное жилое здание того времени — посадский дом из двух клетей разной высоты.
Церковь Входа Господня в Иерусалим (XVIII век) стоит в центральной части Суздаля между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями Кремля.
Церковь Илии Пророка или Ильинская находится на правом берегу реки Каменки на Ивановой горе. Храм построили в 1744 году.
В 1654 году в Суздале бушевало «моровое поветрие» (эпидемия чумы). В память об умерших, согласно старинному обычаю, суздальцы отслужили молебен на перекрёстке двух улиц, где дороги сходятся крестом. Страшный мор закончился, и в знак благодарности небесам на этом месте поставили деревянную часовню. В 1770 году построили каменный храм и освятили в честь воздвижения Креста, а придел — во имя святого Николая Чудотворца. Этим объясняется название — Кресто-Никольская церковь.
Каменную пятиглавую церковь Лазаря Праведного Воскрешения построили в 1667 году на средства посадских людей, освятили в честь Лазаря Праведного — жителя Вифании.
Антипиевскую церковь возвели в 1745 году. Святой Антипий считается целителем от болезней. Главное украшение — роскошная колокольня. Фасады звонницы украшены цветными рустованными столбами (руст — накладка на фасад из декоративного камня, кирпича или искусственного материала) и шири́нками (декор в виде квадратного углубления, внутри помещался изразец или резное украшение).
Каменную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построили в 1720 году. В Предтеченской церкви под южной стеной похоронен Трофим юродивый, суздальский уроженец, жил в царствование Иоанна Грозного.
Храм Космы и Дамиана русской православной старообрядческой церкви построили в XVIII веке, стоит на левом берегу Каменки в бывшем селе Коровники. Церковь образует ансамбль с Крестовоздвиженским храмом 1696 года.
Церковь Богоявления Господня (1781 год) — летний храм в Кожевенной слободе Суздаля на правом берегу реки Каменки. Рядом стоит зимняя церковь Рождества Иоанна Предтечи 1739 года. Храмы недействующие.
Часовня Рождества Пресвятой Богородицы возведена на месте одноимённого храма, разрушенного в 1944 году. Освящена 13 марта 2009 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием (Смирновым).