Северный речной вокзал
История речного вокзала
Северный речной вокзал — главное сооружение канала имени Москвы. Строительство началось весной 1933 года, главный архитектор А. М. Рухлядев, одновременно с работами над каналом Москва — Волга, и завершилось в 1937 году. Строили вокзал заключённые Дмитлага (Дмитровского лагеря), проект контролировался НКВД и в итоге документация по строительству становится засекреченной.
На первом этаже вокзала располагался вестибюль — зал ожидания и ресторан. В верхней части — детские игровые комнаты. Стены раскрашивались рисунками героев из мультфильмов, животными. Необычайно для того периода.
В 1960–70-х годах речные перевозки стали редкими. После развала СССР водный транспорт перестал ходить. Здание пришло в критическое состояние.
Восстановление Северного речного вокзала началась в 2018 году и 5 сентября 2020 года в День города Москвы открылся для посетителей.
Здание вокзала напоминает двухпалубный лайнер: террасы с колоннами — палубы, центральная часть — корпус с каютами, башня — мачта. Шпиль завершает звезда с серпом и молотом в центре.
Поднимали шпиль в начале навигации, опускали в конце. Во время Великой Отечественной войны его убирали — территорию вокруг вокзала маскировали. К открытию речного вокзала механизм восстановили.
Экскурсия по Северному Речному
Обзорная площадка
Говорят, что в 1935–1937 годах звезда венчала Спасскую башню Кремля. Через два года металлическая звезда и самоцветы на серпе и молоте, потемнели. Для Спасской башни сделали новую звезду из рубина, а старую поместили на шпиль Речного вокзала. Но это миф. Звезда на здании Северного (Химкинского) речного вокзала появилась в мае 1937 года, а старую со Спасской башни сняли — осенью. Эти звёзды похожи, но они различаются.
Башенные часы появились в 1937 году. Детали для них выполнялись вручную. После реставрации часам вернули первоначальный вид. Старый механизм заменили автоматическим.
Панорамный вид с крыши вокзала
Самолёт-амфибия Ш-2 создал в 1928 году авиаконструктор В.Б. Шавров. Опытный экземпляр Ш-2 строился на частной квартире в домашних условиях. Самолёт взлетал со взлётно-посадочной полосы, садился на воду, замена шасси происходила во время полёта.
В начале апреля 1934 года лётчик Михаил Сергеевич Бабушкин с механиком Г. С. Валавиным на Ш-2 перелетели из лагеря Шмидта в Ванкаре́м и помогали лётчикам при спасении челюскинцев.
Скульптуры Северного речного вокзала
У центрального входа в парк Северного Речного вокзала статуя девушки с моделью парусника. Это символ Канала имени Москвы. Руки девушки изображают реки Москву и Волгу. Скульптура называется «Водный путь», автор Юлия Альбертовная Кун, работа 1937 года.
Канал Москва-Волга открыли 15 июля 1937 года. С 1947 года переименовали в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы.
Жанровая композиции «Хлеб» и «Плодородие» выполнены по модели народного художника СССР В. И. Мухиной. Установлены в парке в 1963 году.
В парке Северного речного вокзала сохранилась скульптура «Спорт» 1937 года.
Копии скульптур «Южанка», «Красноармеец», «Северянин» и «Краснофлотец» установили на третьем ярусе башни, оригиналы хранятся под парадной лестницей со стороны причалов.
Центральные колонны
24 полихромных керамических медальона создавались и расписывались вручную. Блюда украшают колонны центральных входов со стороны набережной и парка. Эти произведения искусства создали скульптор-керамист Н. Я. Данько, помогали в работе группа художников и скульпторов Ленинградского фарфорового завода и студенты Академии художеств. Медальоны с изображениями не повторяются: танк с двумя башнями, Кремль, дирижабль и иные проекты 30-х годов прошлого столетия.
Залы Северного речного вокзала
В главном зале Северного речного вокзала гербы советских социалистических республик на стенах и стёклах.
В бывшем зале ожидания работает экспозиция музея транспорта Москвы.
Макет Самолёта S-43 H-207 с новым экипажем поступил на линейную работу в Управление полярной авиации Главсевморпути весной 1938 года. S-43 участвовал в спасательных экспедициях и походах в Арктику.
В первые дни Великой Отечественной войны летающую лодку оборудовали стрелковым и бомбовым вооружением. 27 августа 1942 года в 9:30 самолёт-амфибия «Сикорский» вылетел на разведку из Усть-Таймыра на остров Диксон и пропал без вести в районе действия немецкого рейдера «Фон Шеер».
Панно наглядной агитации
Фонтаны и внутренние дворы
Внутренние дворы Речного вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг». Композицию «Фонтана Север» скульптор Л. А. Кардашов посвятил Арктике. Наверху фигуры диких гусей. «Фонтан Юг», скульптор И. С. Ефимов, создавался в форме капители колонны. Дельфины напоминают о Крыме и Чёрном море.
Пешеходный фонтан или Сухой установили на площади перед Северным речным вокзалом.
Справа и слева центральной аллеи два одинаковых фонтана с лебедем наверху.
Парк Северного речного вокзала
Бюст Алексею Николаевичу Крылову, выдающемуся русскому учёному, математику и кораблестроителю, установили в парке Северного речного вокзала. 13 марта 1941 года Крылов стал лауреатом Сталинской премии I степени и получил вознаграждение в размере ста тысяч рублей. Свою жизнь посвятил развитию отечественного кораблестроения и русской науке. Именем Крылова назвали кратер на обратной стороне Луны.
Шахматы в парке
В парке появилась площадка с большими шахматными резиновыми фигурами. Ладья, по сравнению с другими фигурами, оказалась тяжелее. Неслучайно шахматисты называют её «тяжёлой фигурой».
Северный речной вокзал после восстановления 17 причалов принимает и отправляет до 24 судов каждый день. Круизные теплоходы отправляются с вокзала в Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Тверь и в другие города России.
Вот и завершилось ещё одно чудесное путешествие!